Друзья, Василий написал прекрасную статью об Астон Мартин, но я не мог не внести свои дополнения к ней. Мое знакомство с этим Астоном началось с кооперативных “переводилок” конца 80-х, на одной из которых был он. Машина выглядела среди прочих как космический корабль из будущего и вызвала мой живой интерес. Уже потом я узнал ее название и стал ее горячим поклонником, изучив немало материалов по ней.
Уверен, что эта статья – начало большого совместного творческого пути по созданию новых книг о Турбо, а пока предлагаю вспомнить счастливые “докоронавирусные” времена, перечитать оригинальную статью Василия, а из моей статьи узнать новые, не опубликованные факты об этом уникальном автомобиле.
Электронная панель приборов
Невероятно, но факт! В далеком 1976 году, когда персональный компьютер считался неслыханной роскошью и чем-то из области научной фантастики, инженеры Астон Мартин корпели над первым в мире бортовым компьютером и электронной панелью приборов своего нового флагмана – Лагонды. Автомобиль должен был стать футуристичным как во внешнем облике, так и в начинке!
На Британском автосалоне в октябре 1976 года в Эрлс-Каунт автомобиль, как и ожидалось, произвел эффект разорвавшейся бомбы и стал главной изюминкой выставки. Журналы не скупились на эпитеты и отдавали ему свои заглавные полосы. Прочие авто довольствовались ролью “остальных новинок”:)

Несмотря на то, что уже на автосалоне на новинку (которая на тот момент была по сути, неходовым макетом) поступило около 80 заказов, на доведение ее до мало-мальски серийного производства ушло 2 года.
В прототипе было множество сырых решений, требующих доводки. И в первую очередь, это конечно, электронная панель приборов, бортовой компьютер и сенсорные кнопки. В 1976 году самолеты и то были устроены проще, а уж о том, чтобы внедрить такие инновации в автомобиль, не было и речи.
Энтузиазм руководства Астон Мартин, последующий за триумфальной презентацией модели, сменился осознанием масштабов предстоящей работы. Никто в 1976-м не имел достаточного опыта проектирования, а главное, промышленного запуска электронных систем в автомобиле.
Вся эта авантюрная история с электроникой началась вместе с продажей компании Астон Мартин в 1975 году британско-американскому консорциуму во главе с Питером Спрэгом, одним из первых венчурных инвесторов Силиконовой долины, купившим до этого компанию National Semiconductor в Калифорнии, специализирующуюся на производстве полупроводников для стремительно набиравшей обороты электроники.

Посетивший калифорнийский офис компании главный инженер Астона Майк Лоусби был впечатлен. В особенности ему понравились сенсорные кнопки лифта, которые он непременно захотел установить в новую Лагонду.
Конечно, самому Астон Мартин было с этим не справиться, и для решения инженерных проблем были привлечен авторитетный партнер – Технологический институт Крэнфилд. Сотрудничество шло нелегко. Как вспоминал Лоусби:
Никогда не стоит ставить академиков на любую задачу, потому что они никогда не закончат работу и никогда не сделают что-то работающее. Крэнфилд сделал ужасный беспорядок из электроники, потому что, даже несмотря на то что они были на передовом крае технологии, у них не было понятия о реалиях того, что можно и чего нельзя делать в автомобиле
Тем не менее, несмотря на массу проблем и огромные расходы, а также тысячи человеко-часов и титанический труд инженерной команды, первый товарный автомобиль должен был быть торжественно доставлен клиенту весной 1978го. Чтобы успеть собрать первый автомобиль в заявленный срок, вся команда Астон Мартин сутками работала без отдыха. На кону была честь и будущее марки. В итоге цена автомобиля взлетела до умопомрачительных 50.000 фунтов. Но к назначенной дате первый “товарный” автомобиль был готов и вручен клиенту. Для особого клиента цена осталась прежней – 32.000 фунтов.
Первый клиент, Лорд Тэвисток, был доволен. Еще бы, Астон преподнесла ему любимая супруга в честь годовщины их свадьбы!


О да, на друзей из высшего общества этим автомобилем можно было произвести впечатление!



Правда, была одна небольшая проблема – машина не работала! Лорд отнесся к ситуации с пониманием и позже лично приехал на фабрику, чтобы поблагодарить сотрудников Астон Мартин и принести извинения за давление, оказанное на них из-за сжатых сроков.
Машину Лорду довели до кондиции, но проблемы с электроникой никуда не делись. И уже в 1980-м панель заменили на более простую (но, как выяснилось, не более надежную), а также отказались от сенсорных клавиш, заменив попутно авангардное односпицевое рулевое колесо на более традиционное.

Но и на этом битва с электроникой не закончилась. К середине 80-х была готова третья, и на этот раз последняя, версия, с которой автомобиль и выпускался до конца. Также изменилось расположение органов управления.

Другие “фишки” Лагонды
Но не одной лишь электронной панелью отличался этот удивительный автомобиль. Поскольку приоритет в его проектировании отдавался дизайну как экстерьера, так и интерьера, ряд его оригинальных технологических решений продиктован именно соображениями дизайна, а не эргономики.
Как вам, например, ручной тормоз в непривычном месте?

А лючок бензобака вверху задней стойки рядом с пассажирской дверью? Выглядело стильно, но абсолютно непрактично. Клиенты были не восторге от такого решения, но терпели.

Также жаловались клиенты и на тесноту в салоне. Несмотря на габариты автомобиля, залезать на заднее сиденье и сидеть в нем рослым пассажирам было не особенно удобно. Ничего не поделаешь, хочешь Лагонду – держи себя в форме:)

Если что-то не помещалось в плоский багажник, ехать с поднятой крышкой было опасно, как и останавливаться с открытым багажником на темной обочине. Дело в том, что задние фонари поднимались вместе с крышкой багажника!

Позже Астон Мартин исправил эту оплошность, причем очень оригинально, установив дополнительные фонари под крышкой багажника!

На четвертой серии эту проблему все же решили, разделив фонари и крышку багажника.

Еще одна “фишка”: на ранних Лагондах задние окна вообще не открывались. Потом заднее окно все же сделали опускающимся, добавив “форточку”.


Специальные версии Лагонды
Для тех, кому недостаточно было “простой” Лагонды, помимо спортивной версии Tickford, упомянутый в прошлой статье, существовал еще “растянутый” и более просторный Tickford Lagonda Limousine, обладавший уже “полноразмерным” салоном и любыми люксовыми атрибутами, которые только мог пожелать состоятельный заказчик.

Ну а тем, кому хотелось не только салон, но и багажник побольше, мог подойти один из двух эксклюзивных вариантов универсалов Shooting Break от Roos Engineering. Такие машины большая редкость, их были выпущены считанные единицы.
Выглядели они “на любителя”, но их коллекционная ценность многократно превышает “стандартную” Лагонду.

В заключение статьи хочу привести цитату Питера Спрэга. В ней вся суть Лагонды и объяснение того, почему автомобиль вышел таким, какой он есть:
Меня много раз спрашивали, делали ли мы какое-то исследование рынка, был ли детальный бюджет, и что давало нам уверенность, что мы сможем это сделать? В общем, мы посмотрели на выдающиеся рисунки Вильяма Таунса, и спросили Майка Лоусби, может ли он и его команда построить это. Они сказали “да”. Мы верили в команду.
И еще один забавный факт. Изучая биографию Питера Спрэга, я случайно наткнулся на воспоминания Эдуарда Лимонова. Да-да, того самого:)
Вот что он писал в 2009 году:
Когда мы молоды, мы приобретаем хорошие и плохие привычки и умения. Планированию меня научила в Нью-Йорке в конце 1970-х годов Карла Фелтман. Карла работала личным секретарем у Питера Спрэга. А Питер был большой босс всяких модных корпораций. Так он восемь лет был владельцем английской фирмы Aston-Martin. Вот уже 30 лет как вспоминаю Карлу с благодарностью каждый раз, когда расчерчиваю лист формата А4 на 28 клеток — на четыре недели жизни вперед. Ах, Карла, Карла! Как они ссорились с боссом! Она даже рыдала порой. А потом они дружно пили скотч на кухне. Он понимал, рыжебородый изверг, что лучшей секретарши он не найдет. Она знала всех его любовниц и способна была найти человека на другом боку глобуса в несколько минут, а ведь тогда еще не существовало интернета.
Оставайтесь с нами, кто знает, какие еще удивительные находки обнаружатся при следующих поисках…